Электронная версия журнала
Отправляется на E-mail в течение 24 часов

Подчинить себе обстоятельства

версия для печати версия для печати

С 1 января 2014 года я начал работать с Анишем Гири. Аниш родился в Санкт-Петербурге. Там он увлекся шахматами и начал участвовать в первых турнирах. Уже тогда он обращал на себя внимание незаурядными способностями. Но настоящий прорыв произошел в Голландии, куда он перебрался с семьей в 2009 году. За короткое время из подающего надежды юноши он превратился в одного из сильнейших юниоров мира, а уже в возрасте семнадцати лет ворвался в престижный клуб 2700+. Кроме несомненного природного таланта, сказалась и работа с известным тренером Владимиром Чучеловым, который стал опекать его после переезда в Голландию. Прогресс Аниша был очевиден, тем не менее, через несколько лет это сотрудничество прекратилось. Возможно, сказалось то обстоятельство, что параллельно с Гири Владимир работал с другим талантливым юниором Фабиано Каруаной. Сложности подобного совмещения очевидны. Как бы то ни было, никакого отношения к этой истории я не имел и никаких моральных неудобств не испытывал.

Предстояло новое и очень интересное испытание – ведь поработать с большим и к тому же молодым талантом удается далеко не каждому тренеру. К моменту начала нашей совместной работы Гири с рейтингом 2734 занимал в мировой шахматной иерархии 19-е место. Правда, он был первым в категории юниоров до 20 лет, но его спортивные амбиции явно не ограничивались этим лидерством.

Еще до официального начала работы я попытался разобраться, что представляет собой в шахматном плане мой новый подопечный. Ведь знакомство с ним – и человеческое, и шахматное – произошло совсем недавно, на клубном чемпионате Европы. Изучение его творчества я ограничил несколькими последними годами. И из-за дефицита времени, и ввиду молодости ученика. В таком возрасте шахматисты меняются столь быстро, что зачастую бессмысленно следить пошагово за изменением дебютных пристрастий или игровой манеры. Надо сказать, что результаты этого маленького исследования меня удивили. За Socar, как мне казалось, играл агрессивный шахматист, ставящий инициативу выше материала. Расчет вариантов явно превалировал над общим пониманием игры. Если добавить к этому юношескую самоуверенность, то можно было предположить, что мне предстоит работать с одаренным тактиком, которому только предстоит познавать глубокие пласты позиционного понимания шахмат.

Действительность, мягко говоря, плохо соотносилась с этими представлениями. Аниш и правда неплохо чувствовал себя в острых динамических позициях. Но только в том случае, если он сам владел инициативой. Когда же опасность грозила его королю, зачастую переходил к защите при малейших признаках опасности. В данном случае известный постулат «Угроза сильнее ее исполнения» срабатывал безотказно. В целом Аниш тонко чувствовал игру, а реализация минимального преимущества в спокойных позициях вообще была его «фишкой». Наибольшее же впечатление на меня произвели его теоретические познания. Они отличались одновременно и широтой, и глубиной. За свою короткую шахматную жизнь он, казалось, перепробовал все дебюты, причем всегда был в курсе самых последних находок и открытий. В общем, мне предстояло работать с очень одаренным и прекрасно образованным шахматистом, у которого, однако, имелись и уязвимые места.

 ……………………………………………………………………………………….

 

Вообще проблема баланса между дебютной подготовкой и последующей самостоятельной игрой, на мой взгляд, является центральной в современных шахматах. Дебют зачастую прекрасно поставлен даже у заурядных игроков – Железный Друг готов работать 24 часа в сутки, не зная творческих простоев. Тем глубже и опаснее пропасть, возникающая позже, при переходе к самостоятельной игре. У элитных игроков эта разница, естественно, не так очевидна, но и у них она весьма существенна. Мне показалось интересным и полезным порассуждать на эту тему на примере творчества Виши Ананда, о котором у нас с Анишем зашла как-то речь во время прогулки на турнире Гран-при в Ташкенте. Текст, который родился в результате этих размышлений, я отослал ему в Голландию. Привожу его практически без купюр.

 

Ананд и Гири

Действительно, вопрос о «великости» Ананда достаточно интересен сам по себе. Но в мире существует масса интересных тем, даже если мы ограничимся только шахматами. Однако ты его задал не случайно, и мне кажется, что подобное обсуждение может оказаться полезным и для твоего совершенствования. Вначале я думал просто пообщаться в Скайпе, но по мере размышлений тема разрасталась. Поэтому я решил написать о том, что мне пришло в голову, стараясь не упустить деталей, а потом уже обсудить написанное.

Без сомнения, Виши очень яркий природный талант, подлинный самородок. Природа этого таланта заключалась в том, что он очень рано почувствовал шахматную гармонию, секрет взаимодействия фигур. Не познал вследствие планомерной работы, изучения книг и т.п., а именно почувствовал. По существу, где-то лет до 19-20 он играл по наитию, делая фактически первый пришедший в голову ход. Волшебство заключалось в том, что в большинстве случаев этот ход оказывался хорошим. Делая хорошие ходы с неправдоподобной быстротой, он оказывал дополнительное давление на соперников. Все это производило большое впечатление, знаю по собственному опыту.

Еще более удивительная вещь случилась затем. При постепенном переходе на все более высокий уровень его подход к игре так же постепенно и естественно (что совсем поразительно) менялся. Как самонастраивающаяся система, он чутко реагировал на внешние вызовы и все время подстраивался под них. Чем выше поднимался уровень конкурентов, тем глубже становилась его игра. Процент хороших ходов неизменно возрастал, нередко перемежаясь чрезвычайно сильными, а порою и гениальными. Как это у него происходило, не понимает, вероятно, и он сам. Более того, не зная его близко, мне трудно сказать, каким образом и в какой степени эти шахматные качества коррелировались с его человеческой сущностью. Думаю, в этом заключается главный секрет его несомненной гениальности, которую он подтвердил всей своей выдающейся карьерой.

Подход к дебюту, что тоже очень важно отметить, также как-то естественно и гармонично соответствовал его шахматному развитию. Простые и где-то даже примитивные дебютные схемы вначале, постепенное усложнение затем и, как следствие, естественное вписывание в современные шахматы. Как мне кажется, он многие годы был лучшим специалистом в мире в «advanced chess» – уж в своем поколении наверняка.

Вкратце обсудив феномен Ананда, плавно перейдем к тебе – ведь, собственно, ради этого мы и затеяли весь этот разговор, не правда ли?

Как мне кажется, природа таланта у вас очень схожая. Ты тоже естественно ощущаешь гармонию шахмат, играешь легко, поскольку реальный выбор для тебя очень невелик – плохие ходы ты вовсе не рассматриваешь. Как следствие, очень быстрый прогресс. Буквально перепрыгивая через ступеньки, ты взобрался на самый верх. ПОЧТИ на самый верх. И вот здесь возникли проблемы. Разумеется, параллели с Виши относительны, а иногда и натянуты. Не существует двух одинаковых людей, а людей, одаренных несомненным талантом, уж наверняка. Но все же, если проводить подобные сравнения, то стоит обратить внимание на такую немаловажную деталь. Становление Ананда происходило в пору развития шахматных программ и, в известной степени, одновременно с ними. Поэтому его подход к дебюту менялся постепенно, не влияя существенно на гармоничность игры. Не буду особенно развивать эту тему, надеюсь, ты понимаешь, о чем я говорю. Ты же пришел в большие шахматы, когда движки уже достигли заоблачных высот, далеко превзойдя возможности человека. Поскольку тебе взаимодействие с машиной дается очень хорошо, естественно и твое увлечение этой стороной подготовки. То, что у Ананда происходило плавно и постепенно, у тебя случилось скачкообразно. Как следствие, нарушилась гармония.

Что получается в твоем случае? Безупречно выверенный дебют с расставленными западнями и ловушками для соперника, отточенный с помощью компа. Длинные форсированные варианты подкрепляются оценками. На первый взгляд, все просто и ясно, необходимо только запомнить все это многообразие вариантов. С этим, слава богу, тоже проблем нет – память у тебя отменная. Проблемы начинаются позже, когда подготовка (рано или поздно) заканчивается и начинается самостоятельная игра. На смену ходам, безупречно выверенным компьютерными вариантами, приходит твоя собственная игра с хорошими в большинстве своем ходами, но сделанными «на глазок», не подкрепленными вариантами и, как правило, не претендующими на понятие «сильнейший». В результате гармония твоей игры разрушается, она блекнет. Слишком большой разрыв, возможно, сказывается и на твоем эмоциональном состоянии – даже если ты этого и не осознаешь. К этому прибавляются и твои человеческие качества: стремление к безопасности превыше всего, осторожность.

На шахматной доске это проявляется следующим образом: получив преимущество в результате дебютной подготовки, ты, в первую очередь, стремишься этот перевес не расплескать, получая удовольствие от самого этого комфортного состояния, когда тебе ничего не угрожает, и ты можешь с противником делать что угодно. Отсюда эти бесконечные повторы, маятниковые маневры и откладывание решительных действий. До определенного уровня подобная игра обеспечивала и конечный результат. Соперники, как правило, не выдерживали этих испытаний и совершали серьезные ошибки. Таким образом, ты получал двойное удовольствие, играя в комфортные для себя безопасные шахматы и одновременно обеспечивая нужный конечный результат. На самом высоком уровне это работает значительно хуже. Соперники куда более упорно выискивают шансы, а преимущество в результате приблизительных ходов постепенно улетучивается. Не буду делать конкретных ссылок, ты сам вспомнишь достаточно много примеров.

Возникает естественный вопрос: что делать. Общий ответ достаточно очевиден: гармонизировать свою игру. Один возможный подход – упростить дебютную подготовку. Обрати внимание, что в относительно простых симметричных дебютах твоя игра выглядит значительно более гармоничной, нет этого вопиющего разрыва между отточенным и предельно конкретным началом и размытой, приблизительной серединой. Как следствие, и результаты лучше. (Хочу оговориться, что статистикой я специально не занимался, опираюсь на ощущения.)

Другой, более сложный (вероятно, и более болезненный) подход: изменить свое отношение к игре в миттельшпиле, усложнив ее. В этом случае акценты смещаются. Стремление к небольшому удовольствию от сиюминутного комфортного существования заменяется ставкой на достижение более сильного удовольствия от конечного положительного результата. Но для этого необходимы готовность и на больший риск, и на большую отдачу во время партии.

Если брать примеры из современных шахмат, то первого пути придерживается Карлсен, второму следует Каруана (опять же при всей приблизительности подобных аналогий). Но у обоих это получается естественно и гармонично.

В идеале, конечно, овладеть обоими методами и варьировать их по собственному желанию и необходимости.

 

Небольшое послесловие к тексту. Я считаю подобные обсуждения с учениками полезными во многих отношениях. Во-первых, расширяется кругозор молодого шахматиста. И, главное, более выпукло обнажаются недостатки, одновременно делая более ясной цель работы.

Следующий турнир для Гири начался просто ливнем побед. Конечно, швейцарки нельзя сравнивать с элитными круговиками, но Катар собрал исключительно сильный состав участников, а среди скальпов, собранных Анишем в первых шести турах, были и несколько вполне достойных шестисотников, и даже Шахрияр Мамедьяров. После столь блестящего старта появились реальные шансы на победу в турнире, но для начала необходимо было преодолеть серьезный барьер под названием Владимир Крамник. Известно, что у каждого шахматиста бывают соперники, с которыми играть удивительно легко и приятно. Все их замыслы читаются как открытая книга, соответственно, и счет личных встреч непропорционально растет в одну сторону. Но имеются и прямо противоположные примеры. Крамник для Аниша был как раз из числа чрезвычайно неприятных противников. Возможно, подобные отношения сложились в пору, когда юный и неопытный шахматист попал под психологическое давление выдающегося гроссмейстера. Не исключено, что Аниш удачно подходил по стилю своему грозному сопернику. Как бы то ни было, счет личных встреч между ними (особенно в классике) был просто катастрофический. Не удалось нарушить неприятную традицию и на этот раз. Партия была проиграна фактически без борьбы. Однако даже после поражения Аниш продолжал лидировать в турнире. На течении следующей партии с Юй Янъи наверняка сказалось предыдущее поражение, поскольку планируемая солидность игры обернулась робостью, а надежность нерешительностью. Уже в дебюте китайский шахматист перехватил инициативу, и затем вопрос заключался лишь в том, удастся ли спасти пол-очка. Не удалось.

В результате перед заключительным туром создалась новая ситуация, чрезвычайно дискомфортная с психологической точки зрения. О победе в турнире речь уже не шла – два поражения подряд отбросили Гири далеко назад. Очередная неудача превращала почти уже состоявшийся триумф в реальный кошмар. Жребий определил в соперники Владимира Акопяна, сильного гроссмейстера, в последние годы, правда, отошедшего от серьезной турнирной практики. Как играть эту важнейшую партию? И, соответственно, какой выбрать дебют. Владимир неизменно начинает партию ходом королевской пешки, так что, по существу, выбор был небольшой: Берлин или вариант Тайманова. После недолгих колебаний была сделана ставка на максимум.

 

В. Акопян – А. Гири

Сицилианская защита В48

Доха, 2014

 

1.e4 c5 2.Nf3 e6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nc6 5.Nc3 Qc7 6.Be3 a6 7.Qd2 Nf6 8.0-0-0 Bb4 9.f3 Ne5 10.Nb3 b5 11.Kb1 Be7 12.Qf2. Решившись на этот вариант, черные могли почти со стопроцентной уверенностью предсказать создавшуюся позицию. Перед этим она уже трижды встречалась в практике Акопяна, принеся ему три победы!

12...Bb7. Хоть немного удивить своего противника всегда полезно, а иногда даже необходимо. Во всех вышеупомянутых партиях встретилось 12...d6 13.g4 с известным результатом.

13.Bb6 Qb8 14.Bd4. Причина, по которой естественный 12-й ход черных не пользовался особой популярностью, кроется, вероятно в 14.Na5, однако черные могут просто ответить 14...0-0, не боясь потерять своего белопольного слона. Активность черных на ферзевом фланге вполне компенсирует двух слонов.

14...d6 15.g4 b4 16.Na4? Вероятно, просмотр. Осмотрительнее 16.Ne2 0-0 (теперь 16...Nxf3 невозможно ввиду 17.Bxf6) 17.g5 Nfd7 18.Na5 Rc8 с очень сложной обоюдоострой позицией.

16...Nxf3.

Первое впечатление, что подобный удар белым не пережить.

17.Qxf3! Смелое и, без сомнения, лучшее с практической точки зрения решение, принятое после долгих размышлений. Последствия варианта 17.Bxf6 Bxf6 18.Nb6 (возможно, Владимир, делая свой 16-й ход, просмотрел, что на 18.Qxf3 следует 18...Bc6 с преимуществом у черных) 18...Bxe4 19.Nxa8 Qxa8 20.Rxd6 Qb8! в пользу черных.

17...Bxe4 18.Qh3 Bxh1 19.g5 Ne4. Неожиданно выясняется, что несмотря на огромное материальное преимущество черных, позиция совершенно неясная как при 19...Nd5 20.Bxg7 Nf4 21.Qh4 Ng6 22.Qh3 Rg8 23.Qxh7, так и после 19...Nd7 20.Bxg7 Rf8 21.Qxh7.

20.g6! Сильнейшее! Сейчас уже не годилось 20.Bxg7? ввиду 20...Nf2 21.Qg3 Nxd1 22.Bxh8 Bc6.

20...f6? 20...Ng5 21.gxf7+ Kxf7 22.Qg3 Bc6 23.Nb6 ведет к совершенно неясной позиции, Но именно так черным следовало играть. Хитрость подобных позиций в том, что их особую логику можно понять только методом проб и ошибок. Стремясь к максимуму, Аниш недооценил скрытый ресурс противника.

21.Qxe6? Трудно не забрать такую пешку. Однако лучше 21.Bd3 Ng5 (слишком опасно 21...Qb7 22.Rxh1 Nf2 23.Bxf2 Qxh1+ 24.Nc1, и три легкие фигуры сильнее двух ладей) 22.Qe3 Bf3 23.Rg1 e5 24.Rxg5 Bc6 25.Rg1 с опасной инициативой.

А безусловно сильнейшим является 21.Be3!! (совершенно неожиданная профилактика против Ng5) 21...f5 22.Nd4 d5 23.Bd3 – белые выигрывают слона, продолжая атаку.

21...Ng5 22.Qe3 hxg6 23.Nb6 Ra7 24.Bd3 Rxh2 25.Bxg6+ Kf8.

26.Nc5! Несмотря на неточности, Акопян находит возможности поддержать напряжение.

26...Bc6. Или 26...dxc5 27.Bxc5 Kg8 (27...Bxc5 28.Qxc5+ Kg8 29.Nc8! Nf7 30.Nxa7) 28.Bxe7 с компенсацией за пожертвованный материал.

27.Ne6+ Nxe6 28.Qxe6 Be8 29.Bd3 Rc7 30.Re1? И снова самый естественный ход оказывается ошибкой. У белых было две возможности нагнетать давление: 30.Be4!? Bf7 31.Nd7+ Rxd7 32.Qxd7 или 30.Rg1!? (с угрозой 31.Bхf6) 30...Rh6 31.Be3.

30...Qd8? Черные проходят мимо элегантного 30...Qb7! (с угрозой 31...Rh1) 31.Be4 Bf7! (31...Bc6?? 32.Bg6) 32.Qf5 Rh5! 33.Qxh5 (33.Qf4 d5) 33...Bxh5 34.Bxb7 Rxb7 с выигрышем.

31.Nd5 Bf7 32.Qe4 Rd7 33.Nf4? Цейтнотная ошибка. Необходимо было 33.Nb6! Rc7 34.Nd5.

33...d5 34.Ng6+. Несколько лучше 34.Ne6+ Bxe6 35.Qxe6, хотя преимущество черных после 35...Rd6 очевидно.

34...Bxg6 35.Qxg6 Rh6 36.Qg2 Bd6 37.Rg1 Rh4. Сильнее консолидирующее 37...Qe7.

38.Qxd5? 38.Bf2 было меньшим из зол.

38...Be7. Наконец, чаша весов окончательно склонилась в сторону черных.

39.Qg2 Rdxd4 40.Qxg7+ Ke8 41.Qg6+ Kd7 42.Qf5+ Kc7 43.Qa5+ Kb8 44.Qxa6 Rd6 45.Qa4 Qb6 46.Re1 Rg4 47.b3 Rg1 48.Bf1 Rd8 49.a3 Bf8 50.Ka2 Qc5 51.axb4 Qxb4 52.Qa6 Rg5 53.Kb2 Ra5. Белые сдались.

Конечно, спортивное значение этой партии далеко превосходит ее творческое содержание. В результате победы Аниш поделил 2-3 места с Крамником, уступив первое место в турнире другому своему обидчику Юй Янъи. Но еще важнее психологическая составляющая этого поединка. Играя в крайне дискомфортных для себя условиях, молодой шахматист сумел подчинить себе обстоятельства – едва ли не впервые в своей карьере. Также впервые в его короткой, правда, шахматной биографии появился турнир без единой ничьей. Для миролюбивого принца, каким он себя уже успел зарекомендовать, результат просто выдающийся. Такой опыт дорогого стоит!

 

Оставьте сообщение по теме: "Подчинить себе обстоятельства"
Имя:
Текст:
Введите число на картинке:
Адрес редакции: 119019, г. Москва, Гоголевский бул. д.14
Телефон: 8 (495) 691–03–34
E–Mail: 64magazine@gmail.com
Товаров: 0
Сумма: 0 руб.