Электронная версия журнала
Отправляется на E-mail в течение 24 часов

КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ ДЕТЕЙ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

версия для печати версия для печати

Если есть у тебя для жилья закуток –

В наше подлое время – и хлеба кусок,

Если ты никому не слуга, не хозяин –

Счастлив ты и воистину духом высок

Омар Хайям


Немного нынче радостных минут
У времени жестокого и хитрого...
Но снова вечер, и спешим мы в клуб –
В чудесный клуб на улице Димитрова!

Пётр Стешенко

 

Многим из нас доводилось наблюдать за баталиями в турнирах по блицу и быстрым шахматам. В рамках «Аэрофлот-опена», Мемориала Таля, «Щелкунчика». А в последнее время – с помощью вездесущего интернета, следя за чемпионатами мира по рапиду и блицу. Не мне одному кажется, что наши гроссмейстеры дают настоящий бой матёрым зарубежным волкам, во главе которых – Карлсен, Ананд и, не побоюсь этого слова, Накамура. Причин, по которым наши игроки не пасуют перед мировыми грандами, несколько. Хочется поговорить об одной из них…

В конце 90-х частенько играл пятнадцатиминутки в ЦШК. И все мои соперники после окончания турнира буквально убегали куда-то, в какой-то загадочный шахматный клуб «Октябрьский». Однажды решил заглянуть туда и я. Старый, полузаброшенный подвал. Низкие потолки. Согнутые над доской силуэты игроков. Вспомнилась повесть Куприна «Марабу». Если бы не доброжелательные организаторы, больше не пошёл бы. Сразу бросилась в глаза быстрая и уверенная работа судейской коллегии. Вся жеребьёвка на компьютере, никаких простоев. Сыграл в одном блицтурнире, другом, пристрастился и много лет оттачивал свою никудышную технику с лучшими блицорами Москвы. Там сразился уже в первый месяц с Арбаковым (легенда ещё была жива), а мастера Сергей Киселёв, Олег Николенко, Евгений Драгомарецкий прошлись по мне катком. Потом ещё издевательски потоптался на мне, поверженном, человек без возраста по фамилии Степурко. И я решил завязать…

Основателем Октябрьского шахматного клуба стал замечательный шахматный организатор Илья Лазаревич Иткин (1911–1991). Он родился в селе Жеребец Ореховского района Запорожской (сейчас) области. В 1915 году семья переехала в город Александровск (сейчас Запорожье). С 1939 года по август 1941 года работал на «Запорожстали» начальником планово-нормативного сектора проектного бюро завода. В 1946 году женился и переехал в Москву, где более 27 лет проработал в системе Главмосстроя. В 1979 году организовал шахматный клуб Октябрьского района Москвы на улице Димитрова, которой позже вернулось её изначальное название Большая Якиманка. Очень любил музыку и творчество вообще. Восхищался стихами Евтушенко – поэт был почётным гостем клуба. Слушал Галича, Окуджаву. В 80-х открыл для себя Высоцкого. Своим прямым наследникам передал главное богатство – любовь к творчеству. Его сын Иосиф и внук Роман стали профессиональными музыкантами. Илья Лазаревич трагически погиб в 1991 году – попал под машину.

В 1989 году директором клуба стал Сергей Николаевич Куракулов. Родился Сергей Куракулов 11 июня 1958 года в городе Климовске Московской области. Живёт в Подольске. В 1975 году после окончания средней школы №12 в Подольске поступил на факультет почвоведения МГУ им. Ломоносова. Потом работал в Почвенном институте им. В.В. Докучаева и во Всесоюзном институте лекарственных растений. Несколько лет провёл в экспедиции. Изучал негативное воздействие неправильного режима орошения на чернозёмы. Имеет научные публикации в отечественных журналах. Окончив аспирантуру в 1989 году, ушёл в шахматы. Возглавил шахматный клуб «Октябрьский». В этом году мы все отметили две круглые даты – 40-летие клуба и 30-летний юбилей Сергея Куракулова на посту директора клуба, где он ведёт свою просветительскую работу. Почему просветительскую? Потому, что там не только шахматы. Шахматы, как однажды заметил забытый многими гроссмейстер Юдасин, – это путь духовной практики. Один из путей. А музыка, стихи, песни – это тоже путь. Не совсем параллельный шахматам. Из любви к авторской песне Сергей Куракулов в 2007 году организовал бард-клуб…

Сергей Куракулов и Николай Власов

В конце 90-х – начале 2000-х лучшим быстрым шахматистом Москвы, и, вероятно, не только Москвы, был Александр Морозевич. И многие шпилеры примеряли на себя пиджак его соперника. Выступая в «Октябрьском» турнире в пёстрой довольно компании, я в очередной раз огорчился. Как, думаю, оказать сопротивление гроссмейстеру Морозевичу, если набираю очко из пяти с совсем неизвестными людьми – Яковенко, Наером, Грачёвым, Кобалия, Амонатовым? С детьми подземелья!? В редком турнире удавалось там набрать +2. Чаще всего это был полтинник или +1. Надо сказать, что завсегдатаями были известные мастера Сергей Киселёв, Сергей Горелов, Дмитрий Саулин, Валентин Арбаков. Бывали ставшие позже сильными гроссмейстерами Евгений Наер, Алексей Коротылёв, Дмитрий Яковенко, Михаил Кобалия. Николай Власов, Сергей Юрьевич Шипов тоже тренировались в этом пространстве. И я, кажется, видел там однажды Александра Грищука (если мне не приснилось). Не давал спуску заезжим мастерам неподражаемый Павел Двалишвили. Московский мастер Евгений Драгомарецкий, считаю, должен был часть коммунальных расходов клуба оплачивать – он там жил практически. Сам Александр Морозевич приходил в «Октябрьский» потренироваться перед ответственными стартами. Например, перед чемпионатом Москвы по блицу, который Александр Сергеевич выигрывал не раз. А в конце 90-х не пропускали ни одного субботнего блица сёстры Костенюк – Саша и Ксюша.

Сергей Куракулов и Андрей Харитонов

Шахматный клуб на Большой Якиманке располагался в старом доме, который был приговорён к снесению. И любители шахмат вместе с Сергеем Куракуловым приложили много усилий, чтобы для нужд шахматистов город выделил новое помещение. И власти района «Большая Якиманка» сделали доброе дело. Приняли решение – переселить нуждающихся в шахматах любителей в подвал жилого дома на Большой Полянке. Прямо возле метро. Пока ещё оно было занято большой юридической конторой. В ней сидели образованные консультанты с дипломами и советовали людям, как нужно всегда чтить кодекс и соблюдать закон. Такая у них работа. И они должны были освободить помещение в определённый срок. Ну, со слугами закона точно проблем не будет, подумал вдруг читатель. Читателю свойственно верить в хорошее…

Юристы заняли круговую оборону. Не отвечали на звонки по телефону и никого не пускали внутрь. Съезжать с насиженного места они не хотели. Но старый дом вместе с клубом, где были шахматы, доски, часы, столы, стулья, книги, уже вот-вот должны сносить. На улице стоял июнь 2009 года. Сообщили о сносе как обычно – заранее – за 2 часа до сноса. Вот как описывает происходящее главный участник событий Сергей Куракулов: «…удалось уговорить их бригадира отложить начало сноса до 5 часов вечера и за эти чудом выторгованные 7-8 часов вынести на улицу большую часть клубного имущества – столы, стулья, компьютеры, шахматы, книги, часы. И со всем этим добром мы просидели под открытым небом десять дней, с круглосуточными дежурствами. Погода была переменная, во время дождя спасал тент 6 на 8 метров, который привёз бард Игорь Соломатин. Но значительная часть, например, архивы, всё равно погибла. Был один плюс сидения на улице – по ночам в центре Москвы разводили костёр и жарили шашлыки».

Сергей Николаевич, как классический капитан, последним покинул тонущий корабль. А когда пришло время въезжать в законное помещение на Полянке, оказалось, что все двери наглухо закрыты и выдающиеся юристы сообщили, что у них нет ключей. Все их советы гражданам, как жить законопослушно в правовом государстве, к ним самим никакого отношения не имели. Пришлось с помощью полиции, судебных приставов и техников с болгарками вскрывать помещение. Оказалось, что внутри изуродованы перегородки, выведена из строя вентиляция, а на стенах крупными буквами без грамматических ошибок написано: «Х… вам»! То есть, понятно стало, что иметь дело пришлось с грамотными людьми. Они за это никак не были наказаны. Не нашлось для них статьи в кодексе.

Итак, шахматный бард-клуб. Каким было начало? Вот что рассказывает Сергей Куракулов: «Он открылся на базе ШШК «Октябрьский» 15 января 2007 года при непосредственном участии сильного кандидата в мастера спорта по шахматам и одновременно режиссёра Музыкального Театра Поэзии К.Л. Гумирова (племянника Рашида Нежметдинова). За 12 лет работы Бард-Клуба состоялось несколько сотен (!) концертов авторской песни. На клубной сцене при полных аншлагах выступали такие корифеи жанра как Аркадий Лебедев, Михаил Кукулевич, Владимир Капгер, Сергей Матвеенко, Михаил Журавлёв, Виктор Попов, Андрей Кучумов, Олег Гумиров, Виктор Олден, Елена Гомонова, Максим и Марина Леви, Виктор Скоробогат, Эрика Чахалашвили, Дмитрий Курилов, Анатолий Марынкин, Наталия Панова и многие другие. Каждый понедельник вечером можно прийти в подвальчик на Большой Полянке и своими глазами увидеть поющих поэтов. А если есть желание, то и самому выйти на сцену в рамках «свободных микрофонов»! Нередко здесь можно услышать выступления известных в шахматном мире людей: гроссмейстера Марии Манаковой, одного из сильнейших шахматистов-ветеранов России Анатолия Ивановича Шведчикова, мастера ФИДЕ Александра Константиновича Щетинина, куратора Музея Шахмат Дмитрия Ивановича Олейникова…»

Нелишним будет добавить, что сам Сергей Николаевич замечательно вписывается в компанию бардов, да он и сам бард. Выглядит так же скромно – аккуратный свитер, очки, небольшая бородка. Отлично владеет гитарой. У него грамотные и проницательные тексты. Его голос приятно слушать. А песни? Если бы вы только могли слышать его песню про Алтай! Не удивительно, что он имеет свою аудиторию поклонников. Каждый раз, после свободного микрофона, проходит неофициальная часть – чаепитие. Снова гитара, песни. Снова «свободный инструмент» в Шахматном Бард-клубе «Октябрьском». Когда попадаешь в прохладный полумрак подвала, идёшь по его длинным, запутанным, полным тайны, коридорам, всё ждёшь, что вдруг откроется какая-то неожиданная дверь, и ты попадёшь в Тайную комнату, где витает дух Гарри Поттера. Или нырнёшь в брешь в стене и окажешься на незнакомом вокзале, на платформе № 3/4 или, чего доброго, 1/8 (финала?). И необычайно яркой раскраски поезд готов будет увезти тебя в волшебную страну…

Там на стенах много всякой информации интересной. Вот, на стенде, у крутого поворота, висит газетная вырезка из журнала 1964 года с партией Макс Эйве – Анатолий Шведчиков(!!). Вот портреты чемпионов и чемпионок. Шикарная фотография Александры Костенюк, даже в ЦДШ такой не видел. Полстены занимает большой календарь с портретами наших великолепных чемпионок, сборной России по шахматам 15-летней примерно давности. И фотография Татьяны Богумил с кубком. Она в 2016 году выиграла чемпионат мира по шахматам среди женщин, чей возраст превышает 50 лет. Это выдающееся достижение. Татьяна – настоящий любитель шахмат в самом светлом смысле этого слова. Старается не пропускать (как зритель или участник – всё равно) ни одного турнира в Москве. Многолетняя преданность старой, мудрой игре была вознаграждена. Уже второй год подряд в «Октябрьском» проходит традиционный женский блиц – турнир «Кубок мг Татьяны Богумил». 19 марта победу в нём одержала Дарья Войт, набравшая 9 очков из 11. Вот как распределились остальные места: 2. Светлана Безгодова – 8,5; 3-4. Динара Дорджиева и Эльмира Мирзоева – по 8 (по Бухгольцу Дорджиева стала бронзовым призёром); 5. Дарья Чарочкина – 7,5; 6-9. Светлана Матвеева, Екатерина Дьяконова, Екатерина Борисова и Алиса Нур-Мухаметова – по 7. Победительницами в возрастных группах стали: до 16 лет – Алиса Нур-Мухаметова; до 12 лет – Олеся Фёдорова; до 10 лет – Любовь Фролова; до 8 лет – Ксения Петрова.

Особо хочется отметить самую юную участницу турнира, которой за пять дней до старта исполнилось 6 лет – Любу Фролову. Она набрала 5 очков из 11 и стала победительницей в более старшей группе!

Среди сеньор – лучший результат у Нины Башвеевой (заметим, что сама именинница, Татьяна Богумил играла «вне конкурса», чтобы как можно больше участниц получили призы! (Сергей Куракулов, фейсбук)

Татьяна тоже – птенец из «Октябрьского» гнезда. Сергей Николаевич Куракулов внимательно следит за мировой шахматной жизнью и, видя в интернет-трансляциях лица участников очередного супертурнира или «Турнира наций», наверняка отмечает: этот, в синем галстуке – «наш», тот, с подтяжками – тоже, и вон тот, в кепке и очках, 10 лет назад играл блиц в «Октябрьском». Старый клуб продолжает участвовать в подготовке шахматных талантов.

Статус клуба, как и всё в этом изменчивом мире, нестабилен. Договор с городом подписан до 2020 года. А что дальше? Этот вопрос волнует не только директора. В Клубе много ценных вещей. Шахматы, часы, компьютеры. На стенах в виде турнирных таблиц и газетных вырезок вся шахматная история. Не хотелось бы в январе, например, снова жарить шашлыки на улице. В клубе – огромная библиотека. Сотни книг – от морских романов Фенимора Купера до алехинских «Шахматных достижений». Причём Сергей Куракулов точно знает, какой экземпляр имеется в наличии, а какого нет. Не хотелось бы всё это потерять из-за того, что должные люди между собой не договорились. Это состояние души – между неизвестностью и нестабильностью – чётко описал джазовый музыкант, который репетировал здесь же, в шахматном бард-клубе. Он, услышав нашу беседу с Сергеем Николаевичем о будущем клуба, просто подошёл и произнёс: «Сегодня ты играешь фьюжн, а завтра – доширак на ужин!»

Хочется, чтобы люди, которые имеют влияние в обществе, или просто чиновники города, не дали бы пропасть хранилищу шахматной и литературной истории страны. В среду, субботу и воскресенье – всегда турниры. Проводить директору уже много лет их помогает скромный человек по имени Саша. Сказал, что писать о нём не надо, он тут просто сидит, и всё. Понедельник – бардовский день. Выступают известные, знаменитые в своих кругах, авторы. Читают стихи любители поэзии. Почти без выходных работает энтузиаст Сергей Куракулов. У гостеприимного хозяина всегда наготове звонкая гитара, угощения к чаю и два великолепных рояля. Атмосфера тёплая, несмотря на подвальный холодок. Людей на концерты приходит столько, что сидячих мест не хватает.

Прошлым летом Сергей Николаевич отметил своё 60-летие, а мы в круговороте дел даже не вспомнили об этом. Благодаря усилиям неутомимого организатора в Москве есть место, где человек может отдохнуть душой. Спасибо за это директору клуба. От Сергея Николаевича узнал я об интересном эпизоде, который произошёл с Бобом Марли, известным во всём мире исполнителем. В него стреляли. Боб получил два пулевых ранения. На следующий день он, весь в бинтах, здорово отыграл концерт, и на вопрос журналистов, почему не сделал паузу, чтоб прийти в себя, ответил великолепно: «Люди, которые творят зло на планете, выходных не делают, почему я должен?»

 

Благословляя каждый час,
Живи и не тужи!
Ты скажешь: Это не для нас...
А для кого? – Скажи!

И если ЭТО не для нас –
То для кого? – Скажи!

Сергей Куракулов. Песня об Алтае

Оставьте сообщение по теме: "КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ ДЕТЕЙ ПОДЗЕМЕЛЬЯ"
Имя:
Текст:
Введите число на картинке:
Адрес редакции: 119019, г. Москва, Гоголевский бул. д.14
Телефон: 8 (495) 691–03–34
E–Mail: 64magazine@gmail.com
Товаров: 0
Сумма: 0 руб.