Электронная версия журнала
Отправляется на E-mail в течение 24 часов

Шахматная столица России

версия для печати версия для печати

Знаменитый в прошлом веке астроном, академик В. Амбарцумян ответил как-то на вопрос, не давят ли ему на нервную систему те огромные цифры, миллионы и миллиарды, с которыми он имеет дело в своей профессии – ведь время и пространство там частенько ими и измеряется. «Нет, нисколько они меня не беспокоят, более того, они развивают во мне одно очень полезное качество – скромность».

Я у себя это качество тоже стараюсь развивать, и поэтому, когда в статье о предстоящем в Екатеринбурге детско-юношеском первенстве России (см. №3/2024 – Ред.) мне довелось определять место уральской столицы в шахматной жизни страны, то я написал третье. Скромность не позволила даже в мыслях поставить свой родной город впереди Москвы и Питера, которые в своей истории имеют невероятное количество великих шахматных состязаний и где проживали многие легендарные шахматисты.

Правда, пришла мне в голову мысль королевы Елизаветы Второй, которая сказала, что величие страны измеряется не подвигами предков, а тем, чем эта страна является сегодня. Если так рассуждать, то Екатеринбург, блестяще справившийся с организацией Турнира претендентов, а сейчас взявший на себя миссию проведения самого массового российского соревнования, действительно может претендовать на звание шахматной столицы России в наши дни. Все мои сомнения разрешил А. Филатов, который на торжественном открытии турнира так и сказал: «По праву Екатеринбург у нас сегодня является шахматной столицей России».

 

Так что заголовок статьи отражает реальность и не является нескромным. Проведение столь ответственного соревнования, являющегося одним из самых массовых не только в России, но и во всем мире, явилось своеобразным вызовом для Свердловской областной шахматной федерации. Вызов был принят и с честью выполнен. Когда я прибыл в огромное здание Общественного центра городка Универсиады на окраине Екатеринбурга, то сразу почувствовал неповторимую атмосферу шахматного турнира. Везде висели плакаты с эмблемой первенства и различными призывами и объявлениями. Стрелочки указывали направления в турнирный зал, залы ожидания, судейскую комнату. Кругом сновали деятельные волонтеры – их было много, и они были любезны и предупредительны. Множество родителей собралось на втором этаже, они разговаривали между собой и обменивались опытом. Думаю, что им интересно и полезно было узнать, где, кто и как занимается, и чему-то они учились друг у друга. Дело было во время первого тура по классике, но поскольку до этого уже проходил конкурс решений, блиц и рапид, то фактически это был уже шестой день соревнований. Так что впечатления у всех были устоявшиеся. У столиков с шахматной литературой, где шла оживленная торговля, солиднее всех смотрелся Е. Черняков, представитель «64».

– Журнал расходится хорошо, – сказал он мне. – Да и вообще всё неплохо.

Гостиница здесь вполне удовлетворительная. Дальше я сделал себе пропуск, чтобы посетить турнирный зал, и пошел в судейскую, где вовсю кипела работа. Все что-то писали, печатали, работали с компьютерами и краем глаза поглядывали на большие экраны, где шли какие-то развлекательные программы. Главный судья турнира Максим Петрович Ивахин был, как всегда, весел и доброжелателен.

– Какой вы уже раз в Екатеринбурге? – спросил я его.

– Примерно пятый, – ответил он и добавил, что город ему очень нравится.

– А турнир?

– А турнир организован отлично. И если и есть какие-то шероховатости, которые, впрочем, быстро устраняются, то акцентировать на них внимание я не стал бы ни в коем случае.

 

Но вот, наконец, я вхожу в турнирный зал. Впечатление незабываемое. Построенный к несостоявшейся Универсиаде зал громаден – и очень длинный, и очень высокий. Дышится легко, что очень высокий показатель качества помещения. Можно с уверенностью сказать, что такой большой и удобный для шахматистов зал мало где можно найти. Посторонних мало: несколько волонтёров и одинокие гости с VIP-карточками. А так всё участники и судьи. Походив немного по залу и осознав его объемы, мне захотелось узнать точное количество участников. Не мудрствуя лукаво, я просто пересчитал все ряды и количество столов в каждом ряду, а потом эти цифры умножил. Судья из Калмыкии, который застал меня за этим занятием, когда я ему объяснил, чего хочу, сказал, что на двух рядах шахматы расставлены, но никто не играет.

– А может, вы знаете точное количество участников? – спросил я его.

– Да, знаю. Их 1290.

Безусловно, это огромная цифра, и скорее всего рекорд для соревнований, проводимых в одно время и в одном месте, причем касается это не только детско-юношеских соревнований, но и взрослых. Вспомнил все десять Олимпиад, на которых был. Лишь в Бледе в 2002 году все участники были в одном зале, но их было несколько меньше. И еще очень важный момент. И в Бледе, и на многих соревнованиях, где игра проходила в разных помещениях, создавалось ощущение тесноты. В Екатеринбурге же зал был такой, что создавалось ощущение простора – между рядами были широкие проходы. В общем, место для игры удовлетворяло самым взыскательным требованиям. На гостиницы, расположенные в соседних зданиях, нареканий не было никаких. Некоторые проблемы поначалу были со столовой, но они были оперативно разрешены. Кроме того, от турнирного зала и до ближайшего супермаркета несколько раз в день курсировал специальный автобус.

 

Несколько слов следует сказать об эмблеме турнира. Это не мелочь. Эмблема должна отображать суть соревнования, быть яркой и запоминающейся. Помнится, на прошлых первенствах перед глазами мелькала одноглазая пешечка, кому-то напоминавшая пингвина, а мне так пирата. Не хочу критиковать прошлую эмблему, она была интересной и запоминающейся, но слишком уж какой-то несерьёзной. Она прекрасно подходила бы для какого-нибудь фестиваля или товарищеского матча. Здесь же турнир, где играют будущие профессионалы, очень серьезный и ответственный турнир. Эмблема – ведущие хоровод человечки на зелёном фоне, отражают, по словам главного организатора турнира А. Степаняна, мысль из когда-то популярной песни: «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем». Народы разные, но для всех них Россия родной дом. «Большая шахматная Россия» – своего рода лозунг, написанный на большом плакате, висевшем в фойе. Когда на Олимпиадах я шел по турнирному залу, то всё время думал о том, что здесь, на ограниченном пространстве, собран весь наш многоликий мир. А в Екатеринбурге, попадая в турнирный зал, думал о том, как велика и необъятна Россия. Где-то сидят девушки в платочках явно с Кавказа, а невдалеке парнишка в чёрной рубашке с полуабстрактными рисунками каких-то деревьев и растений и хорошо читающейся надписью: «Берегите Камчатку!». Да кто бы был против такого призыва. Мелочей нет нигде и ни в чём. Например, обилие зелёного цвета на эмблеме и на плакатах. И не только потому, что зелёный цвет успокаивающий, но ещё и потому, что он символ Урала. Слова «малахит» и «Урал» нераздельны.

 

В целом турнир прошёл хорошо и большинство участников остались довольны. Организовать столь грандиозное мероприятие было нелегко, но Свердловская областная шахматная федерация со своей задачей прекрасно справилась. Конечно, свою роль сыграла и ФШР. А. Ткачёв не раз приезжал в Екатеринбург и принимал участие в совещаниях по подготовке турнира. То, что исполнительный директор СОШФ А. Степанян является хорошим организатором, всем известно еще со времени Турнира претендентов. Энергичный, трудолюбивый, креативный человек – все его достоинства налицо. Но я хотел бы обязательно отметить и других членов его команды, а федерация представляет из себя дружную команду. Все были на своём месте и внесли свой вклад, но больше других заслуживают благодарности две скромные женщины – Елена Першина и Екатерина Штульберг. Их работоспособности и энергии можно позавидовать. Они всё время в деле, до них даже бывает трудно дозвониться, а если и дозвонишься, то больше пары минут они не уделят. Но зато – всё, что намечено, выполняется аккуратно и в срок. И во время подготовки к турниру, и во время его проведения.

Надо добавить, что для тренеров, родителей и прочих посетителей на турнире была программа разнообразных мероприятий, включающая и экскурсии по городу. Однако главными событиями были два семинара – тренерский и судейский. Они прошли очень интересно и принесли несомненную пользу их участникам.

 

О торжественной церемонии открытия хочется сказать особо. Я был на открытии десяти шахматных Олимпиад, но ничего подобного не видел. Детям подарили настоящий праздник, о котором они будут долго вспоминать. Президентом Свердловской областной шахматной федерации уже семь лет является Андрей Моисеевич Симановский, который возглавляет хорошо известную во всей России компанию «Сима-ленд». Великолепный праздник открытия – это его заслуга. Всё мероприятие проходило в главном здании «Сима-ленда». Огромный зал, предназначенный для проведения массовых мероприятий, был заполнен ликующей толпой. Еще на улице гостей праздника ждали живые лошади (то есть, конечно, кони), а внутри чего только не было. В вихре танца на полу в черно-белую клетку кружились пары, одетые в блестящую материю шахматные фигуры выделывали в воздухе немыслимые пируэты, звучала музыка, народ пел песни. Советую всем найти в интернете видео и насладиться этим невероятным праздником. Именно здесь и объявил А. Филатов о том, что Екатеринбург стал шахматной столицей России. Стало очевидно, что подобные грандиозные мероприятия возможны не только в Москве или Сочи. Как я понял, идея ФШР состоит в том, чтобы дать и другим городам показать себя. Есть в России Питер, Нижний Новгород, Казань. А вот я, например, помню, что в шестидесятые годы прошлого века «столицей юношеских шахмат России» был Владимир, где проходили и первенства, и сборы.

Больше полумесяца (с 1 по 16 апреля) продолжались соревнования, прошедшие под лозунгом «Большая шахматная Россия». Пришло время расставаться. На закрытии вручили призы победителям. Было, как всегда в таких случаях, немножко грустно, все вроде бы привыкли и к гостинице, и к турнирному залу, встретили старых друзей, приобрели новых, и вот как-то быстро всё закончилось. Но всё-таки все улыбались и смеялись – ведь впереди целая жизнь. Прощались и тренеры. Мне приятно было увидеть своих старых знакомых С. Загребельного, Р. Овечкина, Р. Щербакова. Вспомнилось, как в 2002 году мы с Русланом помогали поднимать индийские шахматы, а сейчас они так поднялись, что надо высоко задирать голову, чтобы увидеть, на какой они находятся высоте.

До новых встреч, друзья!

 

Турнир закончен, но шахматная жизнь продолжается. М. Ивахин задержался в Екатеринбурге еще на несколько дней. 18 апреля он был судьёй весьма представительного соревнования, собравшего 16 человек, из которых 12 были гроссмейстерами. Это был блицтурнир, посвященный памяти незабвенного Н. Рашковского, или для многих из нас просто Нюмы. 18 апреля – его день рождения. В этом году ему бы исполнилось 78 лет. Помню, как восемь лет назад позвонил я ему из Хорватии и пожелал счастья, здоровья и всегда хорошего аппетита. «А вот уж на аппетит я никак не жалуюсь», – ответил он мне довольным, бодрым голосом. И на желудок он тоже не жаловался… до 2022 года. А потом – болезнь, которую он так старался победить, но не смог. Мероприятия, проводимые в этот день, протекали следующим порядком: посещение кладбища – турнир – банкет. Почтить память своего старого друга приехали шахматисты из Москвы, Уфы, Челябинска, Тюмени и даже из-за границы – Алма-Аты, Еревана, Минска, по случаю чего на рецепции гостиницы «Грин Парк» можно было увидеть маленькие флаги Армении, Белоруссии и Казахстана. Среди гостей были: Рафаэл Ваганян – старый Нюмин друг и спартаковский одноклубник, Булат Асанов – любимый ученик Наума Николаевича, Сергей Смагин, вместе с которым Н. Рашковский тренировал молодёжную сборную России на Олимпиаде 1994 года в Москве, Александр Злочевский, с которым Наум случайно познакомился на рейсе самолёта Москва – Рим в конце девяностых, а знакомство потом переросло в крепкую дружбу. С Галиной Струтинской уралец часто участвовал в одних и тех же ветеранских турнирах, а у Сергея Скуднова часто бывал в гостях на даче под Челябинском. Хорошим другом Наума был и издатель «64» Игорь Бурштейн. Ну и конечно, пришли сын Александр и дочь Елена, и его друзья-екатеринбуржцы, среди которых я бы отметил доктора Петра Фрейдера, которому сейчас 82 года и познакомился он с Наумчиком, когда того совсем маленького впервые привели во Дворец пионеров – с тех пор прошло семьдесят лет! Пётр Аронович неплохой кандидат в мастера, но много раз с командами Наума он ездил именно в качестве врача. Лея Гарифуллина и Артём Пингин представляли поколение внуков, и пусть им довелось лишь несколько лет знать Наума Николаевича, но они успели чему-то от него научиться и сохранить о нём добрую память. И наверное, символично, что шестнадцатилетний А. Пингин и выиграл блицтурнир, опередив занявшего второе место А. Александрова и третьего призёра Д. Хисматуллина. Позади остались П. Понкратов, Р. Овечкин и другие опытные матадоры. Лучшей среди женщин была юная Л. Гарифуллина. Молодость побеждает – таков закон жизни!

Венцом этого долгого дня был банкет в грузинском ресторане. Первый тост пили стоя и не чокаясь, а потом решили так, как бы, наверное, предложил Н. Рашковский. Отмечаем-то день рождения – надо веселиться и радоваться жизни! При этом было сказано много тёплых слов о покинувшем нас друге. Запомнилось выступление сына. Александр сказал так: «Говорят, что время лечит, уменьшает боль. Прошло больше года, но я это особо не чувствую. Отец по-прежнему часто мне снится. А когда прилетаю куда-нибудь, то всё порываюсь послать ему СМС, за многие годы я научился это делать автоматически. У него была аэрофобия, и он очень волновался за каждый мой полёт».

Хорошо сказал А. Левин – председатель Общественной палаты Свердловской области. «Мне кажется, что Наум живой, просто он часто куда-то уезжал, и вот сейчас опять надолго уехал и ещё вернется». Автор этих строк повторил фразу, написанную в марте прошлого года: «Екатеринбург без Нюмы я себе не представляю». И это не для красного словца: куда ни пойти, всё в уральской столице напоминает о нём. Речи сменяли одна другую, звучали тосты. Атмосфера была потрясающей – такие праздники наш друг очень любил. Временами казалось, и не одному только мне, что вот сейчас откроются двери, и, извиняясь за опоздание, сюда войдёт Н. Рашковский и, само собой, его лучший друг Б. Фрадкин.

 

Одним из последних выступил Р. Ваганян. Он с Наумом не раз играл в Высших лигах чемпионатов СССР и хорошо знал силу игры екатеринбуржца. «Лишь неудачное стечение обстоятельств не позволило моему другу включиться в борьбу за мировую шахматную корону. И по таланту, и по бойцовскому характеру он был вполне достоин этой миссии», – сказал Рафаэл Артемович. Армянский гроссмейстер был самым титулованным из всех гостей и имел из всех приезжих наибольший стаж знакомства с Н. Рашковским. Я хотел бы чуть подробнее написать о госте из Еревана – познакомить с ним молодое поколение шахматистов. Родился наш герой в 1951 году. Это самый плодовитый на шахматных гигантов год двадцатого столетия. В этот год родились А. Карпов, Я. Тимман, У. Андерссон, З. Рибли и другие. В юности Рафик конкурировал с будущим чемпионом мира и не всегда безуспешно – была яркая победа в защите Алёхина черными в 1969 году. Почти двадцать лет – семидесятые и восьмидесятые годы – Р. Ваганян входил в список топовых гроссмейстеров, выйдя в конце концов в матчи претендентов. Был чемпионом Союза в 1989 году и победителем шахматных Олимпиад 1984 и 1986 годов. Но многочисленные болельщики любили армянского гроссмейстера не за результаты, а в первую очередь за яркую бескомпромиссную игру.

Характер у него довольно мягкий, но за доской он преображался, становясь грозным соперником для любого гроссмейстера. Красивые комбинации Р. Ваганяна вызывали восхищение всего шахматного мира.

Но, внеся огромный вклад в сокровищницу шахматного искусства, Рафаэл Артемович дорог своим друзьям и как добрый, отзывчивый, справедливый и гуманный человек. А для своей родины Армении он был без преувеличения национальным героем, почти таким же, как и Т. Петросян.

Лично мне довелось еще в 1968 году играть с ним в одном турнире. Это была первая юношеская доска командного первенства СССР в Риге. Турнир был круговой, но мы не встретились за доской. Как такое могло случиться? Дело в том, что за четыре тура до конца Р. Ваганян уступил право игры юному М. Штейнбергу. Причина была более чем уважительная – он уезжал на международный юношеский турнир в Голландию.

Так что близко мы познакомились лишь в 2017 году (спустя почти полвека), когда вместе играли в Сочи за ветеранскую команду «Сима-ленд». Однако был еще Кисловодск, 1982 год, когда я наблюдал на командном первенстве страны тройку друзей, которых так и хотелось назвать «три мушкетера». Это были игроки «Спартака» Р. Ваганян и Н. Рашковский и тренер Б. Фрадкин. Нелишним будет добавить, что два других спартаковских игрока были (кто бы вы думали?) девятый и тринадцатый чемпионы мира. Видел я игру наших мушкетеров за доской, видел их и в минуты отдыха – красивые, веселые, остроумные, молодые (им было от 31 до 36 лет). Когда они, лёгкой походкой, шутя и смеясь, появлялись в гостинице, то девушки на рецепции не могли скрыть восхищенных взглядов.

Но и сейчас, в свои 73 года, Р. Ваганян не похож на старика. Он ведет активный образ жизни. В Екатеринбурге у него была напряженная программа – он даже провел сеанс в Экономическом университете. А в свободный день, вместо того чтобы отдохнуть и отоспаться, он знаете что сделал? Слетал в Москву в гости к своему старому другу А. Карпову. Как пелось когда-то в песне: «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути...»

 

Пожелаем Рафаэлу Артемовичу счастья, здоровья и радовать своих болельщиков красивыми партиями.

Таким вот выдался апрель в новой шахматной столице России.

Оставьте сообщение по теме: "Шахматная столица России"
Имя:
Текст:
Введите число на картинке:
Адрес редакции: 119019, г. Москва, Гоголевский бул. д.14
Телефон: 8 (495) 691–03–34
E–Mail: 64magazine@gmail.com
Товаров: 0
Сумма: 0 руб.